top of page

Как NFT влияет на арт-рынок


Майк Винкельманн (Beeple) «Everydays: The First 5000 Days» (фрагмент), 2021


Разговоры про NFT не утихают уже с начала марта, когда на аукционе Christie’s была продана работа английского художника Beeple «Каждый день: первые 5000 дней» за рекордную для компьютерного искусства стоимость — $69,3 млн. Все, кто долгое время интересуется NFT, знают наизусть эту цифру и, честно говоря, порядком от нее устали. Большинство разговоров о NFT-произведениях сейчас сводятся именно к цифрам, а NFT рассматривается как очередная хорошая инвестиция. Поэтому в данной статье мы хотели бы сделать акцент не на цене, а на ценности NFT, обратиться к художественной стороне нового искусства, поговорить о его месте в контексте всеобщей истории искусства, попытаться понять, зачем в принципе диджитал-художникам нужно токенизировать свое творчество, и что это может дать им лично и всему арт-сообществу в целом.

Но для начала все-таки пару вводных слов об этих трех магических буквах для тех, кто еще не успел разобраться самостоятельно, что такое NFT. Сразу предупредим, что это максимально упрощенный взгляд на техническую часть сложной системы, основная цель которого — дать понятное объяснение явлению NFT для тех, кто далек от мира технологий. Итак, NFT расшифровывается как «non-fungible token» или «невзаимозаменяемый токен». Вообще токен — это своего рода замена ценным бумагам или валюта в цифровом мире, представляющая собой запись в сети блокчейн. «Невзаимозаменяемый» значит, что токен уникален по своему содержанию и ценности в отличие от обычных токенов, где каждый из них имеет равную стоимость (например, биткойн, доллар или рубль). Предельно упрощая, NFT — это запись в публичной сети непрерывной цепочки блоков, которой присваивается уникальный код и содержимое, а благодаря сложной системе шифрования эту запись невозможно изменить или удалить.

Что это дает для мира искусства? В первую очередь это утверждает авторские права на диджитал-работы. Если работа была представлена как NFT или, как еще говорят, была токенизирована, то с этого момента она становится уникальной, и этой уникальности есть подтверждения. Допустим, скриншот этой работы уже не будет иметь никакой ценности и будет равносилен фотографии Моны Лизы на телефон, а фотография далеко не делает вас обладателем картины, верно? Или это уже не так?

NFT – это в первую очередь средство, с появлением которого вопрос обладания вышел на новый уровень. Ведь раньше, если речь шла о произведении искусства, созданном в привычном для нас материальном мире, то обладать им значило иметь предмет в реальном, физическом пространстве. Если работа была создана на компьютере, то она и оставалась в виртуальном мире. Теперь же границы начинают стираться. Уже не столь важно, как, где и в какой технике было создано произведение. NFT объединил два мира. Даже фотография или скан физической работы, загруженные и проданные как NFT, позволяют говорить о владении. Тут, конечно, возникает вопрос о юридическом аспекте этой схемы, потому что, сфотографировав и попытавшись продать ту же Мону Лизу, вы ничего не добьетесь — физический оригинал вам не принадлежит. Но это отдельный вопрос, который, как нам кажется, будет решаться в ближайшем будущем, и скоро юридическая база догонит технический прогресс, а пока что NFT находится в системе цифрового права.


Популярность, хайп и новый арт-рынок NFT, самоорганизация нового сегмента арт-рынка


По сравнению с прошлым годом рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) вырос в 4 раза. Пришедшие на платформу художники стали продавать свои работы, а также привлекать знаменитостей, что значительно увеличило как объем продаж, так и вырученные от продаж средства. Большинство шокирует сам факт продажи за миллионы долларов объекта, легко копируемого одним нажатием мыши, поэтому скептичность по отношению как к ценности работы, так и к новому типу владения, сохраняется. Новый арт-рынок продаж остается во многом не столько специфическим интересом действительно заинтересованных в работах нового века покупателей, сколько местом возможного заработка на предметах искусства. Сама специфика работ, изначально ориентированных на людей криптомира, пока не привлекает традиционных коллекционеров. Она, по большому счету, обращает на себя внимание молодых инвесторов. Поскольку владение криптовалютой вызывает ажиотаж среди спекулянтов, многие верят, что внедрение цифровых технологий переориентирует на это и искусство. В этом относительно новом пространстве сложились платформы, напри- мер, Nifty Gateway, OpenSea, SupeRare, которые заслуживают доверия сродни традиционным аукционным домам, тесно сотрудничающим с некоторыми из них. Такой онлайн-формат осу- ществляемых покупок, существующих ранее материально, абсолютно логичен и закономерен как с точки зрения технологического процесса, так и со времен недавних коронавирусных ограничений. Потомки детей, родившихся в годы послевоенного бэби-бума, составляют весомую часть покупателей. Они прошли становление в мире компьютерных технологий, заработали свои миллионы и готовы тратить их, в том числе и на искусство. И они уже близки к мысли не столько об эксклюзивной возможности иметь у себя в коллекции произведение искусства, сколько о самом праве владения и только, ведь «видят все, а владеет один». И не всегда это владение односторонне и индивидуально.


Существует коллективное владение произведением, причем на этом процесс владения не заканчивается, а лишь начинается, как, к примеру, 89 seconds Atomized. Кратко говоря, работа разделена на несколько сотен частей, каждой из которых владеют разные люди, поэтому, чтобы увидеть ее целиком, необходимо согласие каждого владельца на воспроизведение его части. И эта формальность делает работу в этом отношении «смертной» и зависимой от реакции каждого на запрос группы. В этом моменте криптоискусство частично отвечает традиционному процессу организации выставок, так как собрать необходимые для показа работы — дело непростое.

Купить такого рода произведения очень просто. Все, что необходимо — это Ethereum- кошелек. Купленная работа будет храниться в крипто-кошельке владельца и отображаться в личном кабинете веб-сайта или же тематической платформы, где NFT-продукт был приобретен. Важно, что даже если платформа не сохранится, произведение останется за вла- дельцем, привязанное к счету аккаунта. Кроме того, еще одна важная особенность этого рынка — возможность продажи без посредников. Художники, которые разобрались, как работать с NFT, получили мощный инструмент для доступа к коллекционерам напрямую, без посредничества галерей и арт-дилеров. Однако уже и здесь постепенно появляется это промежуточное звено.


Структура арт-рынка,

пользователи и кто в этом заинтересован


Кто же эти коллекционеры, поддерживающие и развивающие NFT-рынок? Искать и приводить конкретные примеры и персоналии — не самая простая задача, так как в отличие от художников, которые поставлены в условия максимальной гласности своей личности (без имени и репутации их работы явно потеряли бы ценность и стали бы неинтересны для покупателя), коллекционеры оставляют за собой право полной конфиденциальности. Они не обязаны предоставлять свои личные данные при покупке NFT и тем более предавать их гласности среди пользователей. Этим NFT-рынок схож с арт-рынком в его классическом понимании.

Герберт Шопник

Для того, чтобы разобраться, кто является основной целевой аудиторией и покупателями NFT, мы обратились за советом к основателю Digital Art EXPO и автору телеграм-канала Digital ART&NFT — Герберту Шопнику. По мнению Герберта, NFT-коллекционеров можно разделить на 3 большие группы. В их число не вошли те, кто пытается разобраться в NFT ради интереса или хайпа, надеясь на везение и удачу. Здесь речь идет о людях, заинтересованных в развитии арт-рынка, стремящихся занять на нем лидерские позиции, а значит, интересных нам ввиду своего влияния на него.


Первый тип — это люди, которые вошли в виртуальный мир еще до появления NFT и роста его популярности. Они являются владельцами таких нефизических предметов, как артефакты в компьютерных играх, на которые сильно увлеченные игроки тратят немалые деньги. Они ощущают и признают ценность цифрового мира. Блокчейн, криптовалюты и NFT для них — просто новые технологии в уже освоенной ими реальности. Как правило, это также люди, пропагандирующие идеологию криптовалюты и блокчейна. На их виртуальных счетах сотни, а возможно, и тысячи биткойнов, эфиров и других криптовалют. Такое обладание в корне меняет сознание человека и его подход к деньгам в целом. Он перестает мыслить фиатными валютами и начинает мыслить криптовалютами. Представьте, когда на счету тысячи, потратить 1, 5, 10, да даже 100 эфиров на редкий NFT, которое в будущем скорее всего принесет прибыль, ничего не стоит.

Второй тип — коллекционеры предметов современного искусства, которые хотят расширить свою коллекцию, приобрести NFT, чтобы их собрание работ было более полным. Именно эти люди, как кажется авторам статьи, призваны определить настоящую ценность NFT-арта. Изучив все нюансы современного искусства, имея представление о том, какие произведения могут считаться ценными, а какие нет и почему, коллекционеры должны задать вектор более внимательного всматривания в NFT-арт, поиска не просто преобладающей картинки или гифки, а синтеза эстетического и душевного.

В разговорах про NFT-искусство порой кажется, что все сводится к вопросу «нравится картинка или не нравится». Но из-за этого теряется в принципе понятие искусства как такового, на передний план выходит человек со своими пристрастиями и визуальными предпочтениями.

На каждом конкретном отрезке времени искусство стремилось к определенной цели, но неизменно побуждало человеческий мозг к размышлению и проявлению эмоций. В NFT-арте заложен большой потенциал, но для его реализации нужны усилия всех, кто верит в этот рынок и готов в него вкладываться. Иначе, чем больше некачественного контента будут покупать, тем больше его начнут производить, и найти по-настоящему ценные работы будет так же сложно, как достать жемчужину со дна океана.


Третий тип — инвесторы, которые вкладывают средства в криптовалюту и различные DeFi- проекты. Эти люди не разбираются особо в искусстве, поэтому даже в мире диджитал им может понадобиться проводник, арт-консультант, который понимает горизонт планирования и предугадывает, что будет расти в цене, а что является заведомо провальным вариантом. Насколько возможно сейчас планирование в NFT-мире, ответить сложно, потому что, в первую очередь, не решен вопрос полноценной и всеобъемлющей аналитики рынка. Однако основные тенденции уже прослеживаются.

Сейчас происходит формирование рынка NFT после бездумной, неразборчивой волны хайпа, и важно не забывать, что диджитал-арт — это искусство, а NFT — всего лишь средство, инструмент. И за этим средством нельзя потерять тот потенциал, который заложен в искусстве, и который убивается бессмысленным ему подражанием.

Художники и работы,

различие крипто-искусства и диджитал-искусства


Из каких элементов происходит формирование NFT-рынка? Ввиду обилия и ежедневного роста информации сложно провести точное разделение работ по видам и жанрам, как это принято делать при изучении искусства прошлых веков. Систематизация NFT-искусства представляется на данном этапе изучения этой темы практически невозможной. Несмотря на легкодоступность ресурсов, интернет — хаотичное виртуальное пространство, формирующееся огромным количеством пользователей и не имеющее возможности к глобальной систематизации. Количество платформ, на которых представлены NFT, расширяется так же быстро, как и количество новых пользователей, приходящих на эти платформы в качестве художников и коллекционеров/покупателей. Систематизацией токенизированных работ занимаются единичные платформы, в остальных случаях NFT-ресурсы похожи на большую свалку.

Становится очевидна назревающая проблема отсутствия систематизации и кураторства, которые должны развиваться параллельно с ростом NFT-сферы, если мы хотим, чтобы токенизированные работы могли стать частью истории искусства, а не остаться на обочине, как неудавшийся эксперимент, Вавилонская башня, разрушившаяся от собственной тяжести.

Стоит отметить, что решение этого вопроса не стоит на месте, так как попытки курируемых выставок NFT-работ уже проводились и не раз. Например, проект — Digital Art Expo, основателем которого является Герберт Шопник, представивший в апреле первую курируемую оффлайн-выставку NFT-искусства в России и Европе. Он рассказал об особенностях этой выставки в своем интервью: «Выставка цифрового искусства и выставка NFT-арта — это немного разные вещи. Разница в том, что мы демонстрировали те же изображения и видео, к которым все привыкли, но все они были в формате NFT. Каждую работу можно было купить именно как NFT. На двухметровой плазме рядом с демонстрируемой работой было описание и QR-код. Любой мог навести телефон, отсканировать изображение и купить NFT. Или сделать это на сайте нашей галереи. В этом основная новизна нашей NFT-выставки. Экспозиции цифрового искусства — это уже не новость». Услуги Digital Art Expo направлены также на развитие арт-дилерства и NFT-консалтинга. Можно сказать, он является магическим порталом между нашей Вселенной и виртуальным миром, которым могут воспользоваться все: от художников, галеристов и коллекционеров до инвесторов. Еще один проект — ярмарка CADAF (Contemporary and Digital Art Fair), — организованный генеральным директором New Art Academy Еленой Завелевой. Создателям удалось представить курируемую ярмарку диджитал, в том числе и NFT-искусства. Взаимодействуя с галереями и художниками, CADAF проводит отбор участников, организует размещение работ на сайте, чтобы систематизировать информацию, сконцентрировать внимание зрителей и задать вектор их размышлений.


NFT с точки зрения искусства и философии


Описав структуру арт-рынка и место NFT в этом пространстве, мы подошли к основному идейному вопросу данной статьи: можно ли говорить об NFT-арт как об искусстве, и если да, то что это в себе несет?

Если говорить про NFT с точки зрения развития мира искусства, то здесь разговор может быть продолжен только при условии, что мы анализируем это искусство в контексте времени. Под временем здесь можно подразумевать и эпоху, в которой мы живем, и некую субстанцию времени, которую мы воспринимаем всей нашей жизнью. В XXI веке уже произошел переход к искусству в формате цифровых технологий, что без сомнения, сильно повлияло на новую эпоху, а значит, и на контекст жизни каждого человека. Это ускорило время каждого из нас, сократив до минимума и даже уничтожив дистанцию между нами и расширив спектр возможностей.


Конечно, этот процесс не отменяет существование классических видов искусства, таких, как живопись, графика, скульптура. Можно даже сказать, что он является логическим продолжением тысячелетнего развития человеческой мысли и ее выражения через художественные средства. Но тут есть один нюанс. Если раньше развитие искусства проходило последовательно, сменяя стиль и манеру в привычном изобразительном формате, то современные технологии резко вывели его на новый уровень. Несмотря на то, что в цифровой вселенной существуют направления, в которых художники продолжают пользоваться привычными средствами выразительности, это искусство не просто продолжает линию творческого развития. Оно задает параллель, уходит в другую реальность, которая несет в себе новый посыл, новые ценности. И эта параллельная реальность начинает с огромной скоростью обгонять привычную, осязаемую для нас действительность.


NFT-искусство — это отнюдь не первые цифровые работы. Цифровое искусство, развитие электрических и электронных форм изображения началось еще в середине 60-х годов XX века: световые шоу, диапозитивы, видеоискусство и инсталляции. Но новшество этой формы изображения не только в технике и устройстве, а и в ее автономности. И если раньше цифровое искусство развивалось в большинстве своем либо в области популярной музыки, либо же в авангарде, то с квантовым скачком оно становится независимым от остальных видов искусства.


И в этом смысле цифровой образ – образ освобожденный. Его «освобождение» заложил еще XX-й век: футуризмом, кубизмом, супрематизмом, перфомансом, то есть переходом к новым формам отображения. Здесь многие из эстетических моментов предшествующих форм образовали директивы для цифрового искусства, которое, однако, выходит за рамки этих форм. Так, NFT-искусство не появилось внезапно и беспочвенно.

На самом деле совокупность развитых ранее видов во многом заложила именно характеристику новых изображений, а толчок произошел уже благодаря новым крипто-платформам, области, казалось бы, максимально далекой от творчества и мира искусства. В этом и прелесть диджитал-рынка — совмещение различных областей, их рождаемых продуктов, что, безусловно, отвечает потребностям современности, ведь без соприкосновения сфер в современном мире уникального не изобретешь, как и не увидишь дальнейшие перспективы развития этих ветвей. Здесь хочется вновь напомнить о том, что NFT — не конкретный стиль, а инструмент, с помощью которого искусство вышло на новый уровень взаимодействия с человеком. Это не могло не отразиться на стилеобразующих факторах ввиду своего важного значения для современных художников. NFT стал катализатором, ускорившим появление сообществ художников, их общение и обмен опытом.

Петер Вайбель (Courtesy of Sakıp Sabancı Museum)


Рассматривая NFT как диджитал-арт, а не как токенизированные физические объекты, стоит отметить, что про искусство диджитал говорили еще в начале века; уже в нулевые многие возлагали на него большие надежды. Немецкий искусствовед Петер Вайбель, курировавший 4-ую биеннале современного искусства в Москве, часто повторял, что «за диджитал-искусством будущее, и традиционные методы творчества уже неинтересны». Эта иллюзия довольно быстро развеялась, потому что критерий качества и то удовольствие, которое получаешь от реального искусства, видимо, заложено в психотипе человека как такового. Симулятивная среда в девайсах не может полноценно заменить тактильное соприкосновение глаза, формы, поверхности и материала, а может дать только аффект и им- пульс, куда двигаться дальше.


Перспективы NFT в истории искусства и его нестабильность, экология и этический момент


NFT и весь криптомир — это относительно недавнее явление. Его всплеск и стремительное развитие вполне созвучно закону ускорения истории, поэтому и неудивительно, что созданные 2-3 года назад криптопанки и криптокотята уже стали своеобразными «старыми мастерами» рынка, по стоимости уже не сильно от них отличаясь. И это поражает, поражает своей невероятной скоростью устаревания выпускаемого искусства. Этой скорости отвечает и само изображение, во многом переходя к знаковой, быстро узнаваемой и читаемой системе, постоянному ускорению ее считывания зрителем. Он, в свою очередь, проводит перед изображением все меньше времени, переключаясь в прямом смысле на другое. Здесь уже не идет и речи о ценности реального изображения, это можно и осуждать, а можно просто отнестись как к новой реальности, которая отвечает потребностям нового общества. Для многих NFT-рынок все же остается недолгим и неустойчивым, сравнимым некоторыми с мыльным пузырем, чем-то схожим с обвалом криптовалюты.


Скептики говорят и о решающем влиянии пандемии, по окончании которой такое искусство перестанет быть интересным и востребованным. Однако не стоит забывать, что общество быстрыми шагами движется к цифровизации, а переход, именно масштабный, к цифровому искусству — это лишь его скорейший показатель. Есть надежда, что этот ажиотаж первых продаж постепенно утихнет, открыв дорогу развитию стабильного рынка. Сам рынок NFT, несмотря на невероятно возросший к нему интерес, относительно небольшой, однако по оценке портала cryptoslam.io «совокупный объем торгов произведениями искусства в марте составил около $330 млн», и, по мнению директора по развитию бизнеса Alfa Asset Management (Europe) S. A. Вадима Погосьяна, «при сохранении текущих темпов роста уже примерно через год он будет исчисляться миллиардами долларов».


Как бы вы ни относились к этому новому явлению в мире искусства, следует признать, что оно приобрело такой же гигантский масштаб, как и вкладываемые в него средства, поэтому игнорировать это — в любом случае значит упускать возможность увидеть и понять развитие не только современного искусства, его новых понятий владения и способов презентации художниками, но и развитие современного общества и обращение его к новым средствам как выражения, так и потребления этого духовного ресурса.




Авторы: Асатурова Анна, Кавунец Елизавета

Автор идеи: Перова Анастасия

Корректор: Шералиева Владислава

 

Данная статья представлена на площадке OpenSea как NFT-токен – таким образом вы можете стать владельцем этого уникального токена и в качестве приза получить профессиональную консультацию по NFT от наших партнеров – Digital Art Expo. Компания предоставляет консалтинг по NFT-проектам для художников, коллекционеров, галерей, музеев, инвесторов.

Время консультации – 2 часа.

Консультация включает ответы на вопросы в зависимости от потребностей покупателя:


- как создать, установить и использовать криптокошелек;

- как приобрести/обменять криптовалюту;

- обзор NFT-площадок, рекомендации по выбору и использованию;

- как создать NFT, как выставить NFT на продажу;

- обзор вариантов продажи NFT на 3-5 популярных площадках;

- рекомендации по сценарию, наполнению и механике работы NFT;

- рекомендации по ценообразованию NFT;

- рекомендации по продвижению NFT;

- рекомендации по инструментам демонстрации NFT офлайн и онлайн;

- рекомендации запуску нестандартного NFT-проекта.


0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page